Рекомендации по организации горячего питания в ГБОУ "СОШ №2 с.п.Экажево им.М.М.Картоева"
Роспотребнадзор предлагает несколько рекомендаций по организации питания в школах, которые помогают создать необходимую атмосферу в столовой и приготовить вкусные и полезные блюда, реализовать на практике принципы здорового питания. Наша школа старается их соблюдать в полной мере.
Шаг 1. Создать оптимальные условия для питания детей
· Организованы удобные и функциональные посадочные места для каждого класса;
· Обеспечены в столовой условия для мытья рук, бесперебойную подачу холодной и горячей воды через смесители, наличие мыла и сушилок для рук;
· Соблюдайется режим уборки столовой, мытья и обработки посуды;
· Проводится ежедневные дезинфекционные мероприятия по вирусному режиму;
· Протираются столы перед каждой посадкой учащихся;
· Аккуратно сервируются столы, проверяется наличие салфеток на столах;
· Предусмотрена достаточная продолжительность перемен для приема пищи (не менее 20 минут).
Шаг 2. Готовятся вкусные блюда
· Регулярно контролируются вкусовые качества готовых блюд и продуктов, выдаваемых детям;
· Проверяется, что едят дети, а что нет, выясняются причины плохого аппетита у детей и оперативно их прорабатываем.
Шаг 3. Соблюдаются принципы здорового питания
· Включаем в меню продукты источники витаминов, микроэлементов и клетчатки, обогащенные продукты;
· Исключаем из употребления продукты-источники скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья); продукты с усилителями вкуса и красителями;
· Убераем солонки со стола, формируем у ребенка привычку к рациону с низким содержанием соли;
· Не включаем в меню продукты и блюда, которые являются источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье и иные кондитерские изделия), формируем привычку употребления умеренно сладких блюд;
· Участвуем в контроле качества и безопасности продуктов, поступающих в пищеблок, препятствуем поступлению в столовую фальсифицированной и (или) обезличенной продукции, продукции с истекшим сроком годности, нарушениями условий хранения.
Шаг 4. Контролируется температура блюд при подаче
· Блюда должны оставаться горячими не только на раздаче, но и к моменту их употребления ребенком;
· Регулярно проверяем потребительскую температуру блюд с использованием анкетирования детей и выборочной органолептической оценки горячих блюд, отбирая пробу со стола ребенка;
· Не допускаем, чтобы дети питались остывшими блюдами.
Шаг 5. Делимся информацией
· Информируем детей и родителей о ключевых принципах здорового питания;
· Вовлекаем учителей в процесс формирования у детей принципов здорового питания и здорового пищевого поведения;
· Размещаем и регулярно обновляем содержание информационного стенда, а также информации на сайте общеобразовательной организации о принципах здорового питания, здоровом пищевом поведении, значимости здорового питания в профилактике различных заболеваний;
· Проводятся тематические родительские собрания, классные часы, викторины, используйте иные игровые и познавательные формы коммуникаций детей, родителей и педагогов.
Оптимальное (здоровое) питание обучающихся является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов, и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни.
Как выбрать правильный режим питания?
Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей.
Все учащиеся, независимо от времени начала занятий в школе, должны вставать и завтракать в одно и тоже время.
Утром организм ребёнка усиленно расходует энергию, так как в это время он наиболее активно работает, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо - творожное, яичное, мясное, крупяное. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, чай с молоком. Хорошим дополнением к утреннему завтраку являются свежие фрукты или овощи.
Очень важно, чтобы ребёнок получал в школе завтрак, который организуется обычно во время второй перемены и состоит из какого-либо горячего или молочно-фруктового блюда. Учащиеся, получающие в школе завтрак, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой
Перед обедом детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Горькие овощи: редьку, чеснок, лук – целесообразно употреблять в умеренных количествах. Они способствуют выделению пищеварительных соков. На обед ребёнок обязательно должен получить первое горячее блюдо (но не слишком объёмное) и полноценное высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - лучше фруктовый сок, свежие фрукты, компоты из свежих или сухих фруктов.
Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, творожных и яичных блюд. Очень хорошо в состав ужина также включать свежие овощи и фрукты, значительно повышающие биологическую ценность питания. Перед сном не рекомендуются блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребёнка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.
Ребёнок должен есть не торопясь, тщательно пережёвывая пищу. Однако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 10 – 15 минут, для обеда – 15 – 20 минут, для полдника 5-8 минут. Распределение приема пищи выглядит следующим образом: завтрак 30—35 %; обед 35—40 %; второй завтрак или полдник 10—15 % и ужин 15—20 %.